11 аэропортов на юге России с февраля прошлого года не принимают рейсы. Пассажирам пришлось перестроиться и пересесть на поезда и автобусы. А вот компании, которые управляют аэропортами, закономерно терпят убытки. «Новые известия» изучили печальные отчеты и узнали, кто от этого выиграл.
Александр Дыбин
На Юго-Западе России уже больше года не действуют 11 воздушных гаваней. Аэропортам Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя и Элисты запретили принимать рейсы на фоне СВО. До конца прошлого года Росавиация еженедельно продлевала запрет на полеты, но потом перестала публиковать еженедельные распоряжения. Аэропорты закрыты, что называется, «до особого».
По данным базы «СПАРК» большинство авиапредприятий, которые управляют аэропортами в этих городах, отчитались о работе в прошлом году. Так аэропорт Анапы показал падение выручки почти на порядок. В 2022 году гавань получила 190 млн, годом ранее – оборот составлял 2,2 млрд. Год простоя принес убыток в 184 млн рублей, тогда как в 2021 году предприятие принесло 971 млн прибыли.
В Брянске аэропорт показал убыток в 5 млн, в 2021-м была хоть и скромная, но прибыль 16 млн.
Белгород и Элиста финансовую отчетность пока не опубликовали, но в системе есть данные о том, что у компаний отсутствует собственный капитал.
Воронеж показал убыток 4,6 млн, годом ранее работал в плюс, показывая 220 млн чистой прибыли.
Геленджик отчитался об убытке в 408 млн, в 2021 году показывал прибыль в 300 млн рублей.
Аэропорт Краснодара заявил убытки в 213 млн, в 2021 году предприятие показывало прибыль 1,3 млрд.
Курский аэропорт отчитался об убытках в 2,1 млрд, хотя в 2021 году работал с прибылью 13 млн.
Липецк показал убыток в 26 млн, по итогам 2021 года принес прибыль в 20 млн.
Самый большой разброс между убытками и прибылью у аэропорта Симферополя. В 2022 году гавань показала убыток 1,8 млрд, в 2021 генерировала прибыль в размере 4,1 млрд рублей.
В минусе и аэропорт Ростов-на-Дону - 638 млн. Предыдущий год предприятие закончило с прибылью в 1,6 млрд.
Однако, не всем южным аэропортам запрещено принимать самолеты. Продолжают работать воздушные гавани Сочи и Минеральных Вод. По данным отчетов управляющих компаний, Сочи нарастил прибыль с 5,1 млрд рублей в 2021 году до 6,7 млрд в 2022. А Минеральные Воды выросли с 800 млн рублей в год до 1,5 млрд.
По словам исполнительного директора Международной ассоциации аэропортов Сергея Никотина, сложившаяся ситуация влияет не только на наземные службы, но и на авиакомпании, которые были ориентированы на это направление.
"Сложная ситуация сложилась с Ростовом, который был базовым для авиакомпании «Азимут», - говорит эксперт, - эти одиннадцать аэропортов крайне важны для экономики в целом. Поэтому в прошлом году была поставлена задача максимального сохранения квалифицированного персонала для того, чтобы как только появится объективная возможность, снова начать их работу. Правительством были выделены субсидии в общей сложности, порядка семи с половиной миллиардов в прошлом году. Это было крайне важно и вовремя. Но надо не только сохранить персонал, но и оборудование, системы обеспечения взлета, посадки и так далее. Эта техника рассчитана на постоянную работу и эксплуатацию. Ситуация, когда техника эксплуатируется крайне редко, либо в принципе простаивает, должна сопровождаться какими-то элементами консервации. Эти вопросы как раз и ставились. Сейчас практически принято решение о продолжении субсидирования в двадцать третьем году. Называется сумма в два с половиной миллиарда рублей. Она рассчитана исходя из потребностей аэропортов. При расчетах не было каких-то пожеланий или изменений".
Исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отмечает, что сейчас формируется отложенный спрос на полеты в южном направлении и после того, как воздушное пространство откроют, аэропорты быстро восстановят свое финансовое положение.
«Полагаю, что о банкротстве операторов этих аэропортов сейчас не может идти речи. С одной стороны, государство не может допустить такого развития событий. В критической ситуации будет изыскана возможность поддержать аэропорты, - говорит эксперт. - В нынешней ситуации очень сложно делать прогнозы о том, что будет после возобновления полётов, потому что невозможно предсказать, когда именно полёты возобновятся. Я не рассматриваю совсем уж драматические сценарии, надеюсь, они не реализуются. В целом мы можем констатировать, что существует явление "отложенного спроса": когда под воздействием различных факторов потребители вынуждены отказываться от товара или услуги, они с удвоенной энергией возобновляют потребление при первой же возможности. Полёты из ближайшего аэропорта вполне подходят под эту категорию – уверен, что местные жители с удовольствием вернутся к прямым полётам, да и аэропорты курортных городов должны быстро вернуть путешественников. Для операторов аэропортов наибольшая доля расходов относится к постоянным издержкам. Как только начнутся рейсы, генерирующие стабильную выручку, финансовое положение станет улучшаться моментально. Другое дело, что оценить это улучшение в цифрах сейчас невозможно».