Специалисты изучат мусор вблизи аэропортов
Минприроды намерено обследовать все мусорные свалки, расположенные возле российских аэропортов, и выяснить, какие из них привлекают птиц. Число столкновений самолетов с птицами, по данным Росавиации, стабильно растет, превышая уже 1 тыс. случаев в год. В России известно почти 300 действующих свалок и мусорных предприятий, которые расположены на расстоянии менее 15 км от аэродромов. Принадлежность их также планируется установить. Ведомство оценивает стоимость полной ликвидации в 128 млрд руб. Те свалки, которые птиц не приманивают, трогать не будут. Остальные оборудуют системами отпугивания или защиты от пернатых, а в крайнем случае ликвидируют.
Птицы со свалок стали чаще угрожать самолетам и привлекли внимание Минприроды к местам своего обитания
Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ
Как стало известно “Ъ”, Минприроды закажет работы по обследованию мусорных полигонов, сортировочных станций и перерабатывающих предприятий, которые находятся вблизи аэропортов. Речь идет о зоне в радиусе 15 км от контрольной точки аэродрома: Воздушный кодекс РФ запрещает размещать здесь объекты, вызывающие массовое скопление птиц. Исследованиями займутся аккредитованные ведомством научные организации, специализирующиеся в сфере орнитологи.
Напомним, тема орнитологической безопасности полетов стала усиленно обсуждаться в России после инцидента с самолетом «Уральских авиалиний» в 2019 году. Тогда самолет совершил жесткую посадку на кукурузном поле после столкновения с большой стаей чаек. На борту находились 226 пассажиров и 7 членов экипажа, жертв удалось избежать, за помощью к медикам обратились 75 человек. С тех пор в отрасли ждут принятия современных правил борьбы с птичьей угрозой. Сейчас этот вопрос регулируется «Руководством по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации» (утверждено в 1988 году) и федеральными авиационными правилами «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ» (действуют с 2009 года). Минтранс разработал проект «О борьбе с опасностью, создаваемой живой природой», но документ получил отрицательную оценку Минэкономики и до сих пор не принят (см. “Ъ” от 24 августа). По данным Росавиации, с 2017 года число столкновений самолетов с птицами стабильно растет и превышает 1 тыс. случаев в год. Несмотря на «коронавирусное» снижение объемов пассажирских авиаперевозок, за первые семь месяцев 2021 года произошло уже почти 600 столкновений.
Ссылаясь на данные экспертов, Минприроды рассказало “Ъ”, что в России на расстоянии менее 15 км от аэродромов расположено 180 действующих свалок и мусоросортировочных станций, а также 100 объектов утилизации.
В ряде регионов возле аэропортов находятся несанкционированные свалки, уточняет исполнительный директор ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин, но в некоторых городах в таких местах десятилетиями функционируют легальные региональные, муниципальные или частные полигоны и станции сортировки. По словам господина Губайдуллина, некоторые собственники полигонов могут выступить против инициативы Минприроды, но вопрос может быть решен дооборудованием полигонов или их переносом. «В этом случае нужно просчитывать варианты, чтобы не увеличились расходы из-за того, что везти придется дальше. Но это не значит, что проблему (свалок вблизи аэропортов.— “Ъ”) не нужно решать»,— говорит он.
По экспертным оценкам, стоимость мероприятий по выводу этих объектов из эксплуатации (включая снос, рекультивацию и благоустройство территории, а также строительство аналогичных объектов на новом месте) составит более 128 млрд руб.
Главная задача нового исследования — узнать, привлекают ли птиц конкретная свалка или станция, поясняют в ведомстве.
«Если выяснится, что объект не является привлекательным для птиц, то необходимости в его переносе либо модернизации нет. На решение о необходимости перемещения объекта будут влиять его оснащение защитой от скопления птиц, оборудование системой отпугивания птиц и другое. Также на решение будет влиять класс аэродрома»,— говорят там.
В правительстве поддержали эту инициативу Минприроды, заявила “Ъ” представитель вице-премьера Виктории Абрамченко. Ведомство должно закончить исследования до 1 февраля 2022 года. После этого Росавиация совместно с Минсельхозом и Минприроды должна провести корректировку приказов об установлении приаэродромных территорий. До 1 мая эти ведомства вместе с Минфином и Минтрансом должны будут проработать вопрос финансового обеспечения рекультивации или модернизации свалок, привлекающих птиц.
Руководитель общественного экологического движения «Альянс зеленых», председатель общественного совета при Минприроды Александр Закондырин поддерживает инициативу.
«Я был на свалке, которая находится прямо вблизи аэропорта в Чите,— рассказывает эксперт.— Она в совершенно непотребном виде — никакие отходы там не сортируются, много органического мусора. Поэтому логично, что она привлекает птиц».
По его мнению, в первую очередь необходимо выявить именно такие полигоны. «Как минимум туда можно прекратить довозить мусор. Птиц, как правило, привлекает органика. Через какое-то время они перестанут туда прилетать, если не будет обновляться кормовая база»,— отмечает он. Научный сотрудник Центра кольцевания птиц Института проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН Софья Розенфельд настроена более скептично: «Конечно, любые свалки привлекают птиц. Если чиновники хотят, чтобы аэропорт был безопасным, то все такие объекты надо ликвидировать». По ее мнению, системы отпугивания пернатых хорошо работают непосредственно на территории аэродрома, а вот за его границами обеспечить защиту от птиц будет тяжело. «Есть много разных способов: и специальные пушки со вспышками, и звуковые методы, и макеты хищников ставят,— говорит она.— Но птицы через какое-то время понимают, что реальная угроза отсутствует, привыкают и перестают обращать внимание».
Предложение Минприроды провести исследования на предмет орнитологической безопасности правильное, но обсуждения должны проходить при участии аэропортового сообщества, считает исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов (МАА) Сергей Никотин. Впрочем, по его мнению, некорректно сводить проблему исключительно к свалкам. «Источников скопления птиц гораздо больше — это объекты сельхозназначения, птицефабрики, различные фермы, где содержатся животные, мукомольные элеваторы, пищевые комбинаты и даже кладбища»,— перечислил он. Глава МАА отметил, что в некоторых регионах такие объекты нередко расположены в так называемом створе взлетно-посадочной полосы — непосредственно по курсу посадки или взлета самолетов. В этом случае «вопросы безопасности должны решаться очень строго».
“Ъ” направил вопросы в аэропорты Московского авиаузла (МАУ) и ожидает ответа. Источники “Ъ” в МАУ и в нескольких аэропортах городов-миллионников ответили, что не привлекались к обсуждению и не знают о предложении Минприроды. В Росавиации на момент публикации не ответили “Ъ”.