В VIP-залы аэропортов могут вернуть прохождение пограничного и таможенного контроля. С таким предложением в Минтранс обратилась Международная ассоциация аэропортов (МАА). После того как в июле 2015 года такая услуга была отменена, комнаты повышенной комфортности опустели, утверждают участники рынка. С возвращением услуги аэропорты рассчитывают на рост доходов и обещают взамен сдерживать тарифы на обслуживание авиакомпаний. В Минтрансе инициативу поддержали, полагая, что она позволит создать рабочие места и увеличить налоговые сборы. Но эксперты считают, что предоставление преференций по прохождению госграницы позволит аэропортам заработать, но нарушит права тех, кто не может доплатить.
Вне очереди
О том, что в VIP-залы аэропортов необходимо вернуть пограничный паспортный контроль для международных рейсов, говорится в письме исполнительного директора Международной ассоциации аэропортов Сергея Никотина на имя главы Минтранса Евгения Дитриха, отправленном 4 октября (копия есть у «Известий»). Сегодня звезды кино и шоу-бизнеса, предприниматели и другие состоятельные путешественники, готовые доплатить за комфорт, проходят паспортный контроль в общей очереди.
В документе говорится, что до июля 2015 года, когда такая услуга оказывалась в залах повышенной комфортности, только в крупнейших авиаузлах страны (включая аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга) ими ежегодно пользовались более 80 тыс. человек.
После того, как Погранслужба ФСБ прекратила осуществлять в VIP-залах паспортный контроль, там перестали проводить и таможенные процедуры, отмечается в письме МАА. В итоге, по данным ассоциации, посещаемость комнат повышенной комфортности сократилась более чем на 60%, а ежегодные налоговые отчисления от этого вида деятельности –– вдвое.
–– Повышение качества обслуживания пассажиров при оказании дополнительных услуг повышенной комфортности в терминалах аэропортов предоставляет существенные неавиационные доходы, необходимые для сдерживания роста тарифов за аэропортовое обслуживание (авиакомпаний. — «Известия»), а значит, и роста цен на билеты, –– говорится в документе.
Предложения МАА поддерживают в Минтрансе. Их реализация позволит создать дополнительные рабочие места, а также обеспечит значительные налоговые поступления в бюджеты субъектов, пояснили «Известиям» в пресс-службе ведомства. В Погранслужбе ФСБ и Федеральной таможенной службе (ФТС) на момент сдачи номера на запросы не ответили.
Ранее пограничники при обсуждении вопроса возобновления контроля в VIP-залах международных аэропортов неоднократно заявляли, что осуществление госконтроля в приоритетном порядке будет использоваться коммерческими организациями для извлечения материальной выгоды, следует из материалов Минтранса, с которыми ознакомились «Известия». В них также сказано, что ФСБ в своём докладе по этому поводу признала нецелесообразным проведение на постоянной основе контроля в залах повышенной комфортности.
С доставкой до трапа
В петербургском аэропорту Пулково подсчитали, что возвращение услуги пограничного контроля в VIP-залы позволит увеличить количество их пассажиров более чем вдвое. Об этом «Известиям» заявили в пресс-службе компании «Воздушные ворота Cеверной столицы» (управляющая компания Пулково). Клиенты, которые готовы доплатить за дополнительный комфорт, сейчас могут воспользоваться отдельным входом с возможностью подъезда автомобиля, парковкой, индивидуальной регистрацией пассажира и багажа, а также индивидуальным трансфером до самолета. Им также предоставляют ряд небольших услуг –– например, встречу у входа в VIP-комнату и помощь в размещении ручной клади в воздушном судне.
Шереметьево недоплатило в бюджет порядка 1 млрд рублей налогов за то время, пока услуга погранконтроля не осуществляется, сказали «Известиям» в пресс-службе аэропорта. Там, помимо перечисленных выше услуг для VIP-посетителей, доступны бар, ресторан, детские и переговорные комнаты.
В пресс-службе Домодедово сказали, что поддерживают инициативу МАА, не предоставив других комментариев.
В других крупных аэропортах на запросы «Известий» не ответили. Источник в одном из них отметил, что услуга по аренде VIP-зала не является массовой, ею пользуются в основном делегации или бизнесмены для проведения переговоров. Стоимость услуги в Москве составляет 18–27 тыс. рублей с человека, в регионах –– от 6 тыс. рублей.
–– Такие залы ориентированы на деятелей крупного бизнеса, науки, культуры, спорта, гостей и участников важных и значимых международных мероприятий. Но они также могли бы быть востребованы и другими клиентами аэропортов, если бы туда вернули погранконтроль, –– сказал «Известиям» исполнительный директор МАА Сергей Никотин.
Сделать это было бы логично, поскольку нет смысла доплачивать за комфорт, но при этом стоять в общей очереди на прохождение пограничного паспортного контроля, считает директор научного центра мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд.
Возобновление услуги не потребует дополнительных трат из бюджета: комнаты для VIP-клиентов уже оборудованы всем необходимым, состав погранотрядов с 2015 года не сокращался. В письме МАА также отмечается, что при возвращении пограничников только от десяти крупнейших аэропортов страны бюджет сможет получать налогов на сумму более 1,5 млрд рублей в год.
Эксперт института экономики транспорта НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко сказал «Известиям», что это сильно завышенная оценка. Он подчеркнул, что паспортный контроль в VIP-залах актуален только для крупных аэропортов, поскольку небольшие региональные гавани не получают от этой услуги существенных доходов.
С другой стороны, прохождение границы — государственная услуга, и она не может оказываться кому-либо на приоритетной основе, полагает эксперт. Обслуживание пассажиров в VIP-комнатах, по его мнению, можно возобновлять во время массовых мероприятий, например, как это было при проведении в РФ чемпионата мира по футболу в 2018 году. Снижение популярности комнат для VIP-пассажиров Андрей Крамаренко связывает не столько с отсутствием в них погранконтроля, сколько с общей экономической ситуацией в стране и ценовой политикой на такие услуги самих аэропортов.