Программа "Вести" на Первом канале. Ссылка на видео
Разбор полета, как подобает. Почему вообще все случилось именно так? Самолеты и птицы — не то соседство в небе, которому принято радоваться. Реактивные двигатели, мимо которых мы проходим, поднимаясь на борт, это невероятно сложное произведение инженерного искусства.
Это только на первый взгляд огромная труба. Внутри — турбины, сжимающие воздух, который потом смешивается с керосином и поджигается, создавая тягу, необходимую лайнеру на всех этапах полета. Поток этого воздуха, на взлете особенно, должен быть ровным, без срывов. И уж точно двигатели не терпят в нем посторонних предметов.
Кадры, способные развить аэрофобию. И только птицы самолетов, кажется, совсем не боятся. Ежегодно в небе — тысячи столкновений. Как их напугать — на земле прибегают к самым разным методам.
Ястреб-тетеревятник Сильва охраняет аэропорт Домодедово от птиц уже семь лет. Сама Сильва для самолетов не опасна, так как летает на короткие дистанции и на малой высоте.
Пока мы работали в кадре, за ним оставалась орнитолог Ника — это напарница Сильвы, они дежурят вместе. Два через два — у ястреба четкий режим, выходные и еще четыре пернатых сменщика. Работа хищников — атаковать голубей, гусей, ворон и чаек у взлетно-посадочной полосы.
«Наша задача, чтобы птиц не было до взлета и посадки самолета, поэтому мы работаем с птицами. Вот там пространство — стоянки и поле — в основном оттуда прогоняем птиц, так как они там находятся по курсу взлета и посадки», — объясняет специалист по орнитологическому обеспечению аэропорта Домодедово Ника Рыжова-Аленичева.
Из динамиков — тревожные крики птиц. Это аэропорт Красноярска. Взлетку патрулирует акустический отпугиватель. Настоящие птицы фальшивку, к слову, со временем начинают распознавать, и на эти звуки просто не обращают внимания. Тогда в ход идут сигнальные ракеты, помповые пушки, петарды или солнечные зайчики. Роль пугала выполняет зеркальный шар — такой же, как на дискотеке.
Аэропорт в американском штате Мичиган. Здесь на работу взяли бордер-колли. В спецочках пес гоняет птиц с летного поля и соседних водоемов.
«Безусловно, на рулежной дорожке значительно уменьшилось количество птиц», — отмечает пилот береговой охраны Чарли Уилсон.
На западе предлагают пугать нарушителей авиарежима робоптицами. На кадрах — управляемые человеком модели. Такие используют в некоторых аэропортах. Британские ученые совместно с корейскими пошли дальше и год назад представили автономных дронов-пастухов, способных управлять целыми стаями, даже не нарушая стройность клина. Создатели заложили в дрон алгоритмы поведения вожаков, реакций птиц и идеальные траектории полета. Но массовое использование таких пастухов — скорее, еще в будущем.
А вот какая система сейчас стоит на страже Жуковского? Выяснить не удалось — институт имени Громова, который занимается орнитологической безопасностью в аэропорту, показывать ее не стал.
Сам Жуковский для чаек, которых считают наиболее опасными для самолетов птицами, место привлекательное. С трех сторон — Москва-река, рядом — несколько озер. А сейчас еще и сезон миграции.
Орнитолог Вадим Мишин показывает малую серебристую чайку. У нее есть сородич — большая серебристая, с размахом крыльев в полтора метра, она одна может навредить двигателю. Но чаще чайки сбиваются в стаи.
«Чайки ночуют в одном месте. В Подмосковье они обожают ночевать на крышах складских комплексов. Это горизонтальные крыши, оттуда еще и тепло какое-то, вот. И для них удобно, безопасно. Вот облюбовали они это дело. А потом им надо кормиться. Они всей стаей поднимаются и летят на кормовое место, на тот же самый полигон ТБО», — поясняет орнитолог Вадим Мишин.
Кормовое место в ходе рейда нашли в километре от Жуковского. Это станция перевалки мусора. Запись интервью здесь приходится прерывать из-за гула авиации. Мусор, по словам владельца станции, надолго здесь не задерживается. А у предприятия есть даже отпугиватель птиц. Так совпало — совсем новенький.
«Определенно, этот объект птиц привлекает, и надо полагать, что в случае, если организация выполнит предписания по устройству навесов, ангаров и всему тому, что там определено, мы, конечно, ситуацию с птицами качественно улучшим в целом на приаэродромной территории», — уверен министр экологии и природопользования Московской области Дмитрий Куракин.
15 км от аэропорта — санитарная зона, там сваливать мусор запрещено. Но находят его не только под Жуковским. Огромная свалка вблизи аэропорта Домодедово. Расстояние от нее до взлетно-посадочной полосы — около 10 километров, а значит ее расположение здесь нарушает нормы.
Оренбург. Эту стихийную свалку, говорят местные, хорошо видно из иллюминатора самолета при взлете и посадке. Аэропорт — в семи километрах. Горожане уже несколько лет требуют очистить территорию. Пороги чиновников обивает подполковник запаса авиации с 40-летним стажем в авиации.
«Птицы, которые питались, питаются на этой свалке, летят сюда, к торцу полосы. Они тоже могут попасть, как и в Жуковском, в двигатель воздушного судна! И при этом что произойдет? Тоже возможен случай — не дай бог, не дай бог, что-то произойдет на аэродроме Оренбург», — говорит подполковник запаса авиации Петр Клементьев.
К слову, сельскохозяйственные посевы тоже привлекают птиц, говорят орнитологи, правда, в случае с ЧП в Жуковском кукурузное поле помогло спасти жизни. На этом фоне сейчас активно обсуждаются правила застройки вблизи аэропортов.
Например, в Саратове до сих пор самолеты приземлялись едва ли не в центре города. На следующей неделе аэропорт закроют, в 20 километрах начинает работать новый — имени Юрия Гагарина. Сегодня он принял первый тестовый рейс из Москвы.
Есть трагические случаи, когда именно застройка могла усугубить последствия аварии. Например, при авиакатастрофе в Иркутске в 2006-м. Тогда А310, не сумев при посадке затормозить, выкатился с полосы, врезался в целый комплекс частных гаражей и вспыхнул. 125 человек погибли. Не исключено, что если бы не гаражи, жертв могло быть намного меньше. Сейчас аэропорты работают над тем, чтобы определить и согласовать с властями новые схемы использования земли вокруг.
«Каждый аэропорт должен провести свой расчет в зависимости от его географического положения, я имею в виду расположения взлетно-посадочных полос, использования типа воздушных судов и так далее. Установленное радиотехническое и другое оборудование», — отмечает исполнительный директор международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин.
В ассоциации аэропортов заявляют: требования к орнитологической службе тоже необходимо менять, они сильно устарели. Все работают на стандартах еще 1989 года. Очевидно, что обновлять их нужно не только в гражданской авиации, да и не только в России.
Против птиц порой бессилен даже истребитель. Кадры, снятые этим летом в Индии, после столкновения со стаей у военного самолета отказал двигатель. Пилоту, чтобы спастись, пришлось сбрасывать боеприпасы.