+7 (495) 114-54-37 Личный кабинет скоро

СМИ о нас

О дыме думать надо: Минздрав призвал не возвращать курилки в аэропорты

Законопроект о возвращении курилок в аэропорты предлагают снять с рассмотрения в Госдуме, с такой инициативой выступил Минздрав. «Известия» ознакомились с письмом главы ведомства Вероники Скворцовой на имя зампреда нижней палаты парламента, руководителя фракции «Единая Россия» Сергея Неверова. Курительные комнаты в помещениях создают условия для потребления табачных изделий, уверены в министерстве. Но существующий запрет малоэффективен, подчеркнули эксперты, так как он постоянно нарушается.

Курилки раздора

Министр здравоохранения Вероника Скворцова 18 декабря направила вице-спикеру Госдумы и главе фракции «Единая Россия» Сергею Неверову письмо, в котором попросила рассмотреть возможность отклонения законопроекта о возвращении курилок в аэропорты. Автор документа — депутат Сергей Боярский (ЕР). «Известия» ознакомились с документом. Ведомство сочло, что проект не соответствует основным принципам охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма.

По данным глобального опроса о потреблении табака, проведенного в России, в 2009 году курило почти 40% россиян — 60,2% мужчин и 21,7% женщин, — напомнила министр. Тогда почти 17% смертей в стране происходило от причин, связанных с курением. Ситуация «получила оценку как угрожающая здоровью населения РФ и требующая принятия неотложных мер», напомнила Вероника Скворцова.

знак "Курение запрещено" и силуэт за стеклом

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

В итоге в 2013 году был принят закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (№ 15-ФЗ). По мнению министра, одна из самых эффективных норм документа — полный запрет курения в помещениях (общественных местах). Когда создаются условия для курильщиков — например, специальные комнаты, — потребление табака не снижается, сказано в письме министра. Запрет же снижает продажи сигарет в среднем на 11–15%, и люди чаще начинают пытаться бросить вредную привычку. 

В письме в Госдуму Вероника Скворцова также отметила, что сейчас курящие пассажиры имеют возможность приобрести в аптеках аэропортов средства никотинзаместительной терапии или другие лекарства, направленные на подавление табачной зависимости.

Нарушители есть всегда

Основной аргумент автора законопроекта о возвращении курилок в аэропорты — запрет постоянно нарушается. Пассажиры дымят в том числе в комнатах матери и ребенка.

Табличка "Место для курения" в аэропорту

Фото: РИА Новости/Артем Житенев

Однако, по мнению главы Минздрава, на практике не подтверждается тезис о том, что создание специальных мест для курения — более эффективная мера по защите некурящих посетителей и работников аэропорта, чем существующий подход. До принятия 15-ФЗ в аэропортах России тоже были нарушители, которые дымили вне специальных комнат. Международный опыт показывает, что при организации курилок в зданиях аэровокзалов вероятность нарушений запрета курения в других помещениях аэропорта возрастает в 4,8 раза, отмечено в письме Минздрава.

В пресс-службе фракции «Единая Россия» «Известиям» сказали, что письмо Минздрава поступило в Госдуму.

— Позиция министерства понятна, — отметил представитель пресс-службы. — Правительство при рассмотрении законопроекта через своего полномочного представителя может выразить соответствующую позицию и замечания.

В пресс-службе Минздрава дополнительных комментариев не предоставили. 

Курительные затраты

В большинстве европейских и азиатских стран есть курилки на аэровокзалах, пояснил «Известиям» представитель Международной ассоциации аэропортов. В государствах ЕС в основном делают изолированные кабины, а залы открытого типа функционируют в воздушных гаванях Азиатско-Тихоокеанского региона. В России же нет аэропорта, который был бы против возвращения курилок, подчеркнули в организации.

— Есть те, кто, соблюдая действующее законодательство, при строительстве терминалов не запланировал курительных комнат. Но они также готовы оборудовать специальные помещения, — отметили в ассоциации. — На наш взгляд, в настоящее время эта мера представляется более эффективной в отношении некурящих посетителей и работников аэропорта, чем существующий малоэффективный запрет.

курительнаяя компата в аэропорту

Фото: Global Look Press/Serguei Fomine

Затраты на создание специально оборудованных мест для курения будут ложиться непосредственно на операторов аэропортов, подчеркнули в ассоциации. А ужесточение административного контроля потребует дополнительного финансирования в том числе со стороны государства.

Глава комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов ранее заявил журналистам, что в первом чтении законопроект о возвращении курилок планируется рассмотреть в январе. Профильный комитет в конце 2018 года поддержал документ.

Правительство пока не представило официального отзыва на этот проект. Хотя ранее в секретариате вице-премьера Татьяны Голиковой «Известиям» сказали, что летом 2018 года она поддержала негативную позицию Минздрава относительно возвращения курилок в аэропорты.

По данным министерства, распространенность потребления табака среди взрослого населения страны снизилась с 39,4% в 2009 году до 30,9% в 2016-м. Подростки стали курить вдвое меньше (сравнивались 2004 и 2015 годы). Сокращение потребления табака в России произошло впервые за последние 25 лет.


Контакты для СМИ

Галина Захарова

Заместитель исполнительного директора по связям с общественностью

+7 (495) 114-54-37

g.zakharova@interairports.ru