Совет директоров «Аэрофлота» принял новую стратегию развития группы «Аэрофлот» до 2023 г., сообщила пресс-служба национального перевозчика. Одна из целей — открыть к 2023 г. четыре региональных хаба в России: в Красноярске будет создан хаб для международных перевозок (транзитный пункт для перевозок между Юго-Восточной Азией и Европой, рассказывал гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев Владимиру Путину), в Сочи, Екатеринбурге и Новосибирске — базы для региональных перевозок.
Сейчас «Аэрофлот» летает только из «Шереметьево», его «дочки» «Россия», лоукостер «Победа» и дальневосточный перевозчик «Аврора» выполняют рейсы как из Москвы, так и минуя столицу.
Сроки создания региональных хабов и количество направлений из них «Аэрофлот» не называет. Но к 2023 г. группа планирует почти втрое увеличить региональные перевозки (минуя Москву) – с 7 млн пассажиров в 2017 г. до 19 млн., говорится в релизе.
В качестве городов для региональных хабов «Аэрофлот» рассматривал Санкт-Петербург, Сочи, Красноярск, Екатеринбург, Челябинск, Казань, Иркутск, рассказывали в сентябре источники, близкие к группе. Причем первые три города они называли приоритетными вариантами, а Новосибирска в списке претендентов не было. Пресс-служба «Аэрофлота» не сообщает, почему выбраны именно эти города.
Человек, близкий к совету директоров «Аэрофлота», говорит, что крупнейшие иностранные перевозчики успешно реализуют мультихабовую модель. Например, у American Airlines 10 хабов, у Delta — 8, у China Eastern — 6, у Lufthansa и British Airways — по 2.
Аэропорты Новосибирска и Екатеринбурга являются хабами крупнейших частных авиакомпаний и крупнейших конкурентов «Аэрофлота» — S7 и «Уральских авиалиний» соответственно. Обе авиакомпании также развивают маршрутные сети из «Домодедово».
«Возможности роста «Аэрофлота» ограничены: количество перелетов россиян не будет расти, так как этому не способствует состояние экономики, полетам иностранцев в Россию мешает политическая ситуация», — рассуждает топ-менеджер российской авиакомпании. Остается рост за счет международного транзита и за счет других игроков, в Новосибирске и Екатеринбурге S7 и «Уральские авиалинии» создали определенный трафик, «Аэрофлот» хочет часть забрать себе, уверен собеседник.
В этом году российский рынок авиаперевозок растет на 10%, но рост обеспечен излишне обостренной из-за избыточного количества судов конкуренцией — это удерживает цены на билеты на низком уровне и делает отрасль убыточной, рассказывали топ-менеджеры нескольких авиакомпаний.
«Уральские авиалинии» и особенно S7 – сильные игроки, но по запасу прочности, узнаваемости бренда «Аэрофлот» намного сильнее, такое решение национального перевозчика несомненно ударит по этим частным авиакомпаниям, уверен топ-менеджер крупного аэропорта. Для развития региональных перевозок, а не просто перетягивания пассажиров «Аэрофлоту» логичнее было бы создавать хабы в крупных аэропортах, где нет базовых перевозчиков, например в Самаре или Минеральных водах, добавляет собеседник.
Представители «Уральских авиалиний» и холдинга «Аэропорты регионов» (ему принадлежит аэропорт Екатеринбурга) от комментариев отказались. Переговоров по поводу хаба еще не было, говорит менеджер холдинга «Новапорт» (владеет аэропортом Новосибирска). «Ведомости» также ожидают комментариев S7.
«Мы обсуждали с «Аэрофлотом» тему хаба в разрезе возможностей аэропорта. Сегодня наша инфраструктура позволяет принимать воздушные суда всех типов и обслуживать транзитные рейсы на высоком уровне. Это возможно благодаря наличию специальных зон для трансфертных и транзитных пассажиров, телескопических трапов, свободных слотов и стоянок для воздушных судов», — передала «Ведомостям» через представителя свое мнение замгендиректора аэропорта Красноярска Анна Варшавская. Запуск международной программы «Аэрофлота» начнется в 2020 г. и выйдет на полную мощность к 2023 г., конечный список направлений сейчас определяется, мы ожидаем от 6 до 10 новых направлений, в будущем их количество может вырасти, рассказала Варшавская.
«При том что в стране в большом количестве городов и территорий нет развитой маршрутной сети, «Аэрофлот» хочет выйти в Екатеринбург и Новосибирск — единственные региональные города, где есть другие крупные базовые авиакомпании и состояние перевозок заметно лучше, чем в других регионах», — удивлен профессор ГосНИИ Гражданской авиации Александр Фридлянд.
Благодаря частным базовым авиакомпаниям аэропорты Екатеринбурга и Новосибирска, наряду с курортными Сочи и Симферополем, являются крупнейшими региональными аэропортами в России.
«S7 и «Уральские авиалинии» много лет развивают региональные хабы, чтобы на этом зарабатывать. Появление «Аэрофлота», конечно, повысит здесь конкуренцию, снизит цены и маржинальность», — продолжает Фридлянд. При этом у «Аэрофлота» есть и другие рынки, где он не имеет конкурентов, например, он доминирует на дальневосточных направлениях, а также в сегменте международных перевозок, добавляет эксперт.