12 декабря 2024 г. в Международном аэропорту Шереметьево состоялась конференция Международной Ассоциации Аэропортов (МАА) на тему «Транспортная безопасность на воздушном транспорте: проблемы, анализ, пути решения».
В отраслевом мероприятии приняли участие представители Министерства транспорта РФ, Ространснадзора, Росавиации, надзорных и контрольных органов, представители производителей оборудования и разработчиков решений, руководители и специалисты подразделений транспортной безопасности ведущих российских аэропортов.
Участники конференции под председательством исполнительного директора МАА Сергея Никотина обсудили ряд актуальных для отрасли вопросов, в том числе особенности правового регулирования обеспечения противодействию угрозам беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) подразделениями транспортной безопасности аэропортов в рамках исполнения приказа Минтранса России от 24 июля 2024 г. № 255 и обеспечения аэропортов отечественным оборудованием и ИТ-решениями во исполнении Указа Президента РФ № 166 и Постановления Правительства РФ № 1912.
В своём выступлении глава Ассоциации отметил большую работу, проводимую Минтрансом России по совершенствованию законодательства в сфере транспортной безопасности. Вместе с тем, и федеральным органам исполнительной власти и всему авиационному сообществу предстоит ещё много сделать в этом направлении. «Принципиально важно для бизнес-сообщества не только ставить вопросы и обозначать проблемы, но и предлагать конкретные практические решения, формулировки и проекты нормативных правовых актов, отвечающих интересам аэропортов. Только такая скоординированная совместная работа всех аэропортов, Ассоциации с Минтрансом России и другими министерствами и ведомствами позволит как сформировать гармоничное законодательство по транспортной безопасности, так и обеспечить его практическую реализацию по защите объектов инфраструктуры воздушного транспорта от несанкционированного воздействия» - сказал Никотин.
Заместитель генерального директора по ИТ АО «МАШ» Кирилл Алифанов рассказал о поэтапном внедрении пилотной системы противодействия БГВС в аэропорту на основе передовых отечественных разработок. Участникам был продемонстрирован реальный тест системы, эффективность при эксплуатации и перспективы для дальнейшего развития с учетом текущих и прогнозируемых рисков и угроз.
Развивая вопрос импортозамещения, на конференции, в частности, были подняты проблемные аспекты реализации требований законодательства в части перехода на отечественные решения для объектов критической информационной инфраструктуры.
В докладах была отмечена важность замены иностранного досмотрового оборудования аэропортов на преимущественно отечественное либо, при отсутствии аналогов на внутреннем рынке, на продукцию дружественных государств для достижения технологической независимости от западных вендоров с целью обеспечения наивысшего уровня безопасности.
Генеральный директор АО «МАШ» Михаил Василенко в заключение особо отметил, что настало время авиационному сообществу в кооперации с отечественными производителями выработать наиболее эффективные комплексные решения по противодействию новым угрозам, включая антидроновую защиту аэропортов, и представить их компетентным государственным ведомствам и регуляторам для нормативного закрепления.
Фоторепортаж с конференции Международной Ассоциации Аэропортов в Шереметьево