С 14 по 16 ноября в рамках «Транспортной недели» в Москве прошел XVII Международный форум и выставка «Транспорт России» – главное деловое событие отрасли в стране. Организатором отраслевой дискуссии выступил Департамент транспортной безопасности Минтранса России. Главными темами стали разработка и внедрение инновационных отечественных технических средств обеспечения транспортной безопасности, устойчивость к современным угрозам, подготовка кадров. В мероприятии принял участие исполнительный директор Международной Ассоциации Аэропортов Сергей Никотин.
В своём выступлении глава Ассоциации затронул такую тему как исключение положений по авиационной безопасности из Воздушного кодекса РФ. По его словам, таким образом заложена правовая основа устранения дублирования, а то и противоречий требований авиационной и транспортной безопасности (ТБ), проводящей к организационным проблемам и дополнительным затратам аэропортов. "Перед Минтрансом стоит задача как можно быстро провести переработку всей нормативной базы в части ТБ на воздушном транспорте. В этой работе необходима консолидация усилий всех заинтересованных сторон" - отметил Никотин.
Он обратил внимание на то, что Правительством РФ в мае 2023 г. был утвержден План-график разработки и принятия НПА во исполнение норм 107-ФЗ: "К сожалению, завершить ее в установленные сроки не удалось и уже сейчас уточненным графиком сроки по таким важнейшим актам, как Требования по обеспечению транспортной безопасности аэропортами (постановление № 1605) и авиакомпаниями (№ 731) перенесены до 30 мая 2024 года. При этом, отменяя действие актов по авиационной безопасности, важно не получить правовой вакуум. Кроме того, необходимо отметить, что так как Россия является членом ИКАО, а значит обязана обеспечивать исполнение международных стандартов и по возможности следовать принятым рекомендациям, необходима имплементация всех международных требований в систему транспортной безопасности".
Г-н Никотин напомнил, что с 1 июня 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных…», который устанавливает обязанность на объектах транспортной инфраструктуры осуществлять биометрическую идентификацию и (или) аутентификацию при проходе на территорию организации посредством применения информационных систем, обеспечивающих функционирование контрольно-пропускных пунктов, с использованием Единой биометрической системы (далее – ЕБС).
При этом Закон устанавливает принцип возмездного использования ЕБС. "Следует отметить, что ФЗ «О транспортной безопасности» на субъектов транспортной инфраструктуры возложена функция по обеспечению ТБ объектов транспортной инфраструктуры. Обеспечение ТБ направлено на защиту публичного порядка, поэтому лица, реализующие данную функцию, выполняют, по сути, публичную функцию (аналогичную с органами государственной власти), не связанную с оказанием каких-либо услуг. Полагаем необходимым установить, что плата за использование ЕБС субъектами транспортной инфраструктуры не взимается. Кроме того, в настоящее время на рынке отсутствуют готовые решения для работы имеющихся систем с ЕБС, в связи с чем техническая реализация проекта невозможна. Это, по нашему мнению, требует отсрочки вступления в силу ФЗ № 572 для субъектов транспортной инфраструктуры" - заключил Никотин.