28 февраля 2022 года состоялось заседание Общественного совета при Росавиации по вопросу обсуждения итогов работы Росавиации в 2021 году, а также выполнении Росавиацией Публичной декларации ключевых целей и приоритетных задач на 2021 год и формировании Публичной декларации на 2022 год. В заседании принял участие член Общественного совета, исполнительный директор МАА Сергей Никотин.
С докладом по повестке выступил руководитель Росавиации А.В. Нерадько.
В докладе, в частности, было отмечено, что пассажиропоток отечественных авиакомпаний в 2021 году вырос на 60 % до 111 млн человек, что лишь на 13,3 % ниже показателя 2019 года (128 млн человек). Пассажиропоток на внутренних воздушных линиях увеличился на 56 % к 2020 году и на 20 % к 2019 году и достиг 87,5 млн человек. На субсидирование пассажирских воздушных перевозок в 2021 году была выделена сумма в 21,240 млрд рублей, для сравнения в 2019 и 2020 годах было выделено по 15 млрд рублей. На субсидирование дальневосточных рейсов было направлено до 63% средств общего бюджета. За 2021 год по льготным тарифам перевезено более 4,4 млн пассажиров.
Аэропортами России в 2021 году обслужено более 204,77 млн пассажиров, что превысило на 58% показатели 2020 года (129,5 млн человек). Основной пассажиропоток – это полеты внутри России, около 85% от общего количества обслуженных пассажиров.
Наибольшее количество пассажиров было обслужено в аэропортах Москвы. В лидерах аэропорт Шереметьево, где с начала 2021 года обслужено около 31 млн пассажиров (рост на 56 %), в Домодедово – около 25 млн пассажиров (рост на 53 %), во Внуково обслужено более 18 млн пассажиров (рост на 45 %).
В части выполнения Публичной декларации на 2021 год было отмечено:
- объем внутренних региональных авиаперевозок за 2021 год, за исключением маршрутов, пунктом назначения/отправки которых является г. Москва, достигнут в размере 29,8 млн человек на регулярных рейсах (план – 13,6 млн человек);
- количество пассажиров, перевезенных воздушным транспортом в город Симферополь, из города Калининграда и с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении с использованием мер государственной поддержки, составило 1365,8 тыс. пассажиров (план – 724 тыс. пассажиров, выполнен);
- количество самолетовылетов из аэропортов, включенных в федеральные казенные предприятия, составило 38,98 тыс. самолетовылетов (план – 34,72 тыс. самолетовылетов) достигнутый уровень выше запланированного на 12,3 %;
- доля межрегиональных регулярных пассажирских авиационных рейсов (маршрутов), минуя Москву, на уровне 46,3 % (план - 44 %) от общего количества внутренних регулярных маршрутов;
- 47 213 субсидированных региональных регулярных авиационных рейсов (план – 46 445 субсидированных региональных регулярных авиационных рейсов) (выполняемых не менее чем по 175 маршрутам внутренних воздушных линий);
- введены в эксплуатацию после строительства 6 взлетно-посадочные полос (Зея, Бомнак, Челябинск, Нерюнги, Олекминск, Жиганск) (план 3 взлетно- посадочные полосы).
В целом, как следует из доклада, основные цели и задачи на 2021 год Росавиацией выполнены.
В своем выступлении Сергей Никотин обратил внимание на своевременность принятых в 2020 году мер по поддержке авиационной отрасли, что позволило достичь положительных результатов в 2021 году, несмотря на продолжение волн ковид-инфекции, непростую ситуацию со стоимостью авиатоплива, отсутствием регулярного международного авиасообщения.
При этом им была отмечена большая работа Росавиации в минувшем году по совершенствованию воздушного законодательства, прежде всего подготовкой актуальных проектов федеральных авиационных правил.
Кроме того, глава Ассоциации отметил, что в настоящее время проводится работа по формированию Плана мероприятий по реализации принятой в прошлом году Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года и в этой работе Росавиации необходимо принять самое активное участие.
По результатам обсуждения работа Росавиации в 2021 году признана Общественным советом удовлетворительной.
Что касается проекта Публичной декларации Росавиации на 2022 год, то, как отметил, А.В. Нерадько, она будет дополнительно проработана, исходя из текущей политической ситуации.