8 октября 2018 г. состоялось заседание Комиссии РСПП по транспорту и инфраструктуре по вопросам «Порядок доступа операторов и потребителей аэропортовых услуг к объектам инфраструктуры аэропортов» и «Влияние стоимости топлива на доступность авиаперевозок и необходимость государственной поддержки».
Заседание прошло под руководством Председателя Комиссии, генерального директора-председателя правления ОАО «РЖД» О.В. Белозерова. В заседании приняли участие члены Комиссии, представители федеральных органов исполнительной власти, руководители авиакомпаний и аэропортов, представители союзов и ассоциаций, в том числе от МАА исполнительный директор С.Ю. Никотин и его заместитель С.Э. Голованов.
В своем выступлении Сергей Никотин отметил: «Вопрос о доступе операторов и потребителей аэропортовых услуг к объектам инфраструктуры аэропортов может рассматриваться только исходя из законодательно установленной ответственности главного оператора за обеспечение транспортной (авиационной ) безопасности в аэропорту. А значит прав главного оператора устанавливать перед альтернативными операторами требования по обеспечению транспортной безопасности, знанию и обеспечению установленной технологии работы аэропорта, а также прав настаивать на исполнении этих требований на основе соответствующих договоров».
Особую значимость вопрос доступа к объектам инфраструктуры аэропортов альтернативных операторов приобретает для аэропортов МАУ, заключающих концессионные соглашения, а также аэропортов, таких как Пулково, функционирующих и развивающихся в рамках государственно-частных соглашений, предусматривающих приоритетное право главного оператора на оказание услуг.
Также Сергей Никотин обратил внимание участников заседания на то, что во исполнение Указа Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» ФАС России подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и о признании утратившим силу Федерального закона «О естественных монополиях» и иных отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Одной из основных целей законопроекта является переход отдельных сфер естественных монополий, в том числе аэропортов, в состояние конкурентного рынка.
«На мой взгляд необходимо сосредоточить усилия на отработке и принятии данного законопроекта с учетом позиции всех участников авиационного рынка, а вопрос о доступе операторов и потребителей аэропортовых услуг к объектам инфраструктуры аэропортов рассматривать в дальнейшем уже исходя из положений принятого Федерального закона» — подчеркнул Сергей Никотин.
Проект протокола должен быть сформирован до 19 октября 2018 г.